Грузия намерена требовать от России 15 млрд долларов за ущерб в годы войны в Абхазии и Южной Осетии
Обновлено 27-02-200614:27
Отношения России и Грузии стремительно обостряются. Тбилиси обвиняет Москву в энергетических диверсиях, оккупации Южной Осетии и грозит выдворить российских миротворцев. Москва считает, что грузинские власти готовят силовое присоединение Южной Осетии.
В грузинском парламенте звучат призывы потребовать от России возмещения экономического урона за годы конфликта в Абхазии и Южной Осетии в размере 15 миллиардов долларов США. "Россия произвела аннексию территорий Абхазии и Южной Осетии и тем самым нанесла Грузии материальный ущерб в размере не менее 15 миллиардов долларов", - заявил в понедельник в парламенте председатель временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия.
В этой связи, сообщает "Интерфакс", грузинский парламентарий предложил создать специальную комиссию, которая установит точный размер нанесенного Россией ущерба и предоставит все документы об аннексии международному сообществу. Президент Грузии, судя по всему, придерживается такого же мнения. В субботу, 25 февраля, он в очередной раз заявил об оккупации Россией грузинских территорий. "Среди нас есть грузины, считающие себя излишне умными, которые заявляют, что не стоит поднимать голоса и надо смириться, но через смирение произошла советизация Грузии, повторять этот опыт мы уже не будем", - сказал Михаил Саакашвили, сообщив о создании в Тбилиси музея оккупации по аналогии с теми, что действуют в Прибалтике и Восточной Европе.
В условиях обострения отношений с соседями президент Грузии Михаил Саакашвили уверяет, что не хочет ничего, кроме мира. "Я вам сразу скажу: мы гордимся тем, что пришли к власти бескровно, - сказал Саакашвили в интервью "Коммерсанту" . - В Аджарии мы все сделали бескровно, без эксцессов. Кровопролитие остается в памяти на века. На Кавказе вообще помнят вещи, которые люди в других местах склонны забывать. Это такой регион. Человеческая жизнь драгоценна, и особенно здесь". "Я не считаю, что кого-то убивать - это метод", - добавил он. Михаил Саакашвили заверил, что не будет воевать с Южной Осетией. "Мы думаем, что даже среди военизированных формирований, которые бы хотели кровопролития, нет настолько горячих голов", - сказал президент Грузии. По мнению Саакашвили, эту маленькую территорию (Северную Осетию) превратили в военный лагерь, а правят там кадровые российские военные. "Такую ситуацию, которая там сложилась сейчас, долго сохранять невозможно. Нельзя жить всю жизнь в военном лагере", - сказал он. В интервью он заявил: "Проблему Южной Осетии при желании России можно решить за два дня. Я ничего не преувеличиваю, я над этой тематикой работаю с начала 90-х годов, и свою дипломную работу написал по ситуации в Южной Осетии. Я точно знаю: никто не даст им больше прав, чем правительство Грузии. По моему убеждению, это совершенно искусственная ситуация, связанная с какими-то внутренними политическими реалиями не столько у нас, сколько в России". Президент Грузии считает, что Южную Осетию нельзя сравнивать с Косово . Эту параллель настойчиво проводит в последнее время Москва. "Она (Северная Осетия) как шахматная доска, там грузинские села чередуются с осетинскими. Грузинскими я называю те, которые находятся под грузинским контролем", - пояснил он. Отвечая на вопрос о российских миротворцах в регионе, Саакашвили сказал, что парламент Грузии принял решение о пересмотре соглашения о замещении российских миротворцев. Это решение означает не немедленный вывод, а начало консультаций с Россией, подчеркнул президент. Говоря о расследовании вокруг взрывов газопроводов в Северной Осетии в январе этого года, Саакашвили сказал, что у грузинских властей есть свои предположения, но не поделился ими. "Мы два года готовились к тому, что все энерголинии из России могут быть перекрыты. Мы восстановили газопровод через Азербайджан, установили параллельные схемы наших энергосистем с Азербайджаном, Арменией и Турцией. А когда это произошло, что сделал Азербайджан? Азербайджан сказал: мы в два раза меньше будем снабжать свое собственное население и мы половину своего газа дадим Грузии. Вот так поступают настоящие друзья", - цитирует "Коммерсант" президента Грузии.
По поводу вступления Грузии в НАТО Саакашвили сказал, что это "вопрос политического выбора". "Мы интегрируемся в Европу вкупе с Россией. Россия сейчас получила облегченный визовый режим с Европой, нам пока его не дают, но у нас есть шанс вступить в НАТО. Естественно, мы не будем от него отказываться", - сказал Саакашвили. На вопрос о предоставлении территории Грузии для военных баз НАТО и в случае разворачивания иранской кампании, Саакашвили ответил отрицательно. Эксперт: в отношениях с Тбилиси необходим переход от конфронтации к "тыловому союзу" Конфронтация между Россией и Грузией весьма серьезна, и говорить о ее скором окончании не приходится. Но военные действия с участием окрепшей грузинской армии и российских миротворцев в Южной Осетии, которые в случае боевых столкновений наверняка будут подкреплены какими-то подразделениями из России, - такой сценарий развития событий маловероятен, считает руководитель Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН, эксперт по грузино-абхазскому конфликту Алла Язькова.
Вышеупомянутый сценарий невыгоден ни одной из сторон. Ни российскому руководству, которое вряд ли готово пожертвовать своими долговременными интересами ради поддержки сепаратистского режима в Цхинвали. Ни руководству Грузии, которое в этом случае будет поставлено в сложное положение по целому ряду причин. Но локальные вооруженные столкновения в Южной Осетии вполне возможны – для этого достаточно провокации, которые уже не раз случались в регионе, рассказала Язькова в комментарии "Независимой газете" . Пока речь идет о расширении воинственной риторики при сохранении статус-кво. Опыт проведения телемостов между Грузией и Россией уже показал, что такая риторика не способствует сближению позиций сторон и выработке общих подходов. Тем более в условиях, когда градус полемики достиг такого уровня, что даже уравновешенный госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава не может сдержать эмоций. В этих условиях очень помогли бы активные непубличные контакты политиков разного уровня двух стран с непременным условием, чтобы в составе делегаций на переговорах не было "ястребов". Как бы там ни было, важно понять, что именно вызвало такой всплеск этой риторики. Как известно, основная волна обвинений в адрес России выплеснулась после Нового года. Большинство комментаторов связывают это со взрывами газопроводов и линии электропередачи, идущих из России, которые объявлены в Грузии преднамеренной диверсией. Но есть и другие причины. В конце января на сайте NewsGeorgia появилось сообщение, что 28-29 января в Сухуми прошла конференция Конфедерации народов Кавказа (КНК). С Северного Кавказа на нее приехало около 50 человек, и там звучали призывы к воссоединению Абхазии и Южной Осетии с Северным Кавказом. Конференция в Сухуми очень насторожила Тбилиси. Очевидно, что участие в ней граждан РФ противоречит официальной позиции российских лидеров, которые заявляют, что Москва исходит из принципа сохранения территориальной целостности Грузии. Возникает вопрос: либо реальная политика России диаметрально противоположна официальным заявлениям Москвы, либо российская сторона не полностью контролирует ситуацию.
Грузия граничит со всеми республиками Северного Кавказа - от Дагестана до Краснодарского края. Поэтому, считает эксперт по грузино-абхазскому конфликту, была бы уместна известная в дипломатии практика "тыловых союзов", то есть опора на союзника, который находится за линией конфронтации. Но, разумеется, говорить о каком бы то ни было союзе с Грузией можно только после полного урегулирования конфликта.
Многое в вопросе замены миротворцев зависит от позиции стран Запада и в первую очередь США. Учитывая интересы этих стран на Южном Кавказе, которые объективно противоречат российским (в частности в вопросах каспийского энерготранзита), замена российского контингента в Цхинвали и Абхазии была бы выгодна Западу. Но вряд ли страны НАТО пойдут на размещение в регионе своих контингентов. Сейчас много говорят об аджарском сценарии для Южной Осетии: Москва отказывается от поддержания квазигосударства в Цхинвали, предоставляет Кокойты и ряду первых лиц убежище, выводит из региона войска. Но аджарский сценарий к Южной Осетии неприменим по ряду серьезных причин. Во-первых, Южная Осетия в отличие от Аджарии граничит с Россией. Известно, что боевики, дестабилизирующие обстановку на Северном Кавказе, относительно свободно приникают туда из стран Закавказья и обратно. Выведя войска, России пришлось бы выстраивать оборону по всей границе с Грузией. Хотя бы для того, чтобы прекратить взаимные упреки Москвы и Тбилиси. Кроме того, реализация аджарского сценария в Южной Осетии обернется потоком беженцев в Россию. Граждане РФ из числа осетин, которых очень много в Цхинвали и которым есть чего опасаться с грузинской стороны, наводнят Северную Осетию, осложнив ситуацию в республике, где и без того много болевых точек.
Президент Саакашвили не случайно не спешит подписывать постановление парламента Грузии о выводе российских миротворцев. Сегодня для него это скорее повод вывести переговоры с Россией на более высокий уровень. Вероятно, сейчас лучшим выходом было бы не обсуждать сценарии развития конфликта, а предотвратить его путем активизации переговоров. Может быть, горячим головам в Тбилиси и Москве сейчас трудно это представить, но Грузия могла бы стать для России фактором региональной стабильности, заключает эксперт.