На саммите G8 Путин получит от Буша холодный душ, либо станет жертвой "минималистического" подхода
Обновлено 18-05-200612:27
На саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге российский президент Владимир Путин может оказаться объектом либо "минималистического подхода" со стороны США, либо жесткой линии по отношению к России. Если сторонники жесткой линии в Соединенных Штатах одержат победу в дебатах, президент Джордж Буш может устроить Владимиру Путину "холодный душ" во время саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, пишет британская газета The Financial Times . О нынешнем состоянии российско-американских отношений рассуждает Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона и издатель журнала National Interest в Вашингтоне.
Некоторые наблюдатели характеризуют нынешнее состояние российско-американских отношений термином "холодная война" . Однако в интервью "Независимой газете" Саймс возражает: "Сейчас ничего подобного нет. В 1980-х годах я написал статью в The Washington Post под заголовком "Холодный мир". Это выражение тогда стало распространенным. Но и оно сейчас не совсем точно: холодный мир, к которому мы сейчас скатываемся, был тогда стадией от холодной войны к ситуации сотрудничества и даже партнерства. Мы снова оказались в промежуточной стадии, но к чему она должна привести, не сформулировано четко ни в той, ни в другой стране".
Холодная война, ситуация глобального соперничества, по мнению Саймса, исключена, хотя бы потому, что СССР был сверхдержавой, а Россия таковой не является. Тогда на сотрудничество практически не было надежд. Сейчас дела обстоят иначе. Кроме того, американское общественное мнение не готовят к действиям, которые предполагает холодная война - гонка вооружений, дальнейшее расширение военного бюджета страны, продолжает эксперт.
Однако в последнем Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил немало места вопросам укрепления вооруженных сил страны. "Россия - нелегкий партнер для Америки. Но мало кто сомневается, что Россия и США - не противники. Пока Москва не делает всего, что хотелось бы Вашингтону в области партнерства. Наше партнерство непростое, в нем есть элементы соперничества. Последние становятся все более явными", - говорит Саймс.
Эксперты считают "минималистическую политику" самой удачной для Буша на саммите G8 "На президента США оказывается давление, чтобы он свел свое присутствие в Санкт-Петербурге к минимуму", - говорит Николас Гвоздев, редактор издания National Interest, выпускаемого Никсоновским центром, продвигающим "реалистический" подход к России. (Полный текст на сайте Inopressa.ru .)
Гвоздев считает, что "минималистический подход" стал бы компромиссом между крайностями - бойкотом саммита и полноценным участием, в особенности, если Россия изменит свою позицию по Ирану. Это подразумевает отказ от приватных обедов с Путиным, и, возможно, визит в одну из бывших советских республик, которая будет использована как платформа для речи о демократии. В администрации президента США сторонницей более тонкого подхода к Москве является госсекретарь США Кондолиза Райс.
Этой линии в США противоположна так называемая жесткая линии по отношению к России. Ее ведущим приверженцем в Вашингтоне является вице-президент США Дик Чейни. Это стало понятно по его выступлению в Литве, в котором он обвинил Путина в отступлении от демократии и использовании нефтяных и газовых ресурсов для шантажа и запугивания.
Для Чейни, по сведениям источников в администрации, ключевым является вопрос Ирана. Его вывело из себя решение России продавать оружие Тегерану и ее сопротивление введению санкций ООН в ответ на ядерную программу исламской республики.
После того, как вице-президент Дик Чейни поучил Россию демократии в Вильнюсе, он посетил Казахстан, где похвалил местные порядки, явно создавая впечатление, что цель американской политики максимально отделить Казахстан и другие бывшие советские республики от России. Таким образом, Вашингтон переходит к политике "ограниченного сдерживания" России. Элементы такого сдерживания уже есть в американской политике на постсоветском пространстве, считает Дмитрий Саймс.
"Не думаю, однако, что в данном случае вице-президент полностью отражал мнение американской администрации, он скорее высказал предпочтение определенной ее части. Но если посмотреть на заявления президента, госсекретаря, советника по национальной безопасности, станет ясно, что они несколько по-другому расставляют акценты", - сказал Саймс.
Хотя нет сомнений в том, что президент США будет присутствовать на саммите в июле, несмотря на призывы со стороны сенатора-республиканца Джона Маккейна и других бойкотировать встречу в Санкт-Петербурге, пока никаких решений относительно точного расписания президента США на 15-17 июля, когда пройдет саммит G8, не принято, сообщает Белый дом.
Администрация Буша также размышляет, не направить ли своего официального представителя на конференцию "Другая Россия", устраиваемую оппозиционными политиками и неправительственными организациями, которых собрал вместе Гарри Каспаров. Конференция будет проходить в Москве накануне саммита G8.
Кроме того, растет напряжение по поводу программы саммита. США хотели бы коснуться широкого круга щекотливых для Путина вопросов, в частности, проблемы Чечни. Заместитель госсекретаря США Николас Бернс сказал в прошлом месяце в Москве, что США хотели бы включить в повестку дня саммита обсуждение "антидемократического" режима Белоруссии и проблемы спорных территорий Молдавии и Грузии. Все это - деликатные вопросы, которые Россия рассматривает как свои внутренние дела.
Однако представитель России в G8 Игорь Шувалов сказал на этой неделе, что министры иностранных дел стран "восьмерки" могут обсудить эти вопросы на встрече в Москве 29 июня, но Москва не будет включать их в основную повестку дня саммита. "Мы в повестку "восьмерки" включать эти вопросы, как страна-председатель, не будем, - сказал он, не исключив, что они могут быть обсуждены другими странами. - У нас четкая позиция своего председательства, поэтому качество обсуждения основных вопросов не должно пострадать".