Буш и Блэр рассказали об ошибках Ирака
Обновлено 26-05-200610:27
Президент Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Тони Блэр признали на совместной пресс-конференции в Белом доме, что сталкиваются с большими трудностями в Ираке, куда американские и британские войска вторглись в марте 2003 года. Сложности отрезвили лидеров: Буш назвал пытки в багдадской тюрьме "Абу-Грейб" самой большой ошибкой и признал, что недооценивал силу повстанцев. В итоге бравада не удалась. Общаясь с прессой, президент США признал: "Думаю, крупнейшая ошибка, которая имела место до нынешнего момента, это "Абу-Грейб". Мы уже достаточно долго расплачиваемся за нее". - США настороженно относятся к предложению Ирана начать переговоры
В то же время лидеры двух стран пообещали, что не будут выводить своих солдат из Ирака до тех пор, пока ее новое правительство окончательно не станет на ноги, передает ИТАР-ТАСС. "Несмотря на неудачи и ошибки, я глубоко убежден, что то, что мы сделали и продолжаем делать - это правильно, - сказал Буш. - Не все вышло так, как мы надеялись". В Ираке воюют 132 тысячи солдат США и 8 тысяч британцев. "Новое правительство Ирака заявило, что хочет, чтобы мы оставались в стране до тех пор, пока не будет завершена работа", - подчеркнул британский премьер. Буш добавил: "Я хочу, чтобы наши войска вернулись домой... но прежде мы намерены совместно с нашими партнерами в Ираке - новым правительством - определить лучший путь достижения нашей цели, каковой является Ирак, способный сам обеспечивать себя и защищать".
Буш выразил сожаление по поводу своей "ковбойской" риторики после терактов в США 11 сентября 2001 года, когда он требовал голову Усамы бен Ладена и высмеивал иракских боевиков. Блэр, в свою очередь, признал, что союзники по коалиции явно недооценили масштабы недовольства иракцев вторжением и степень решимости боевиков. "Для нас это должно было быть очевидным" с самого начала, отметил он. Премьер также считает неправильным изгнание из армии и правительства политических союзников Саддама Хусейна сразу после падения Багдада. Британский премьер прилетел в Вашингтон в четверг с двухдневным визитом, чтобы обсудить с Бушем насущные проблемы, в частности, Ирак и Иран. По словам Блэра, он проинформировал Буша об итогах своей беседы в минувший понедельник в Багдаде с новым премьером Ирака Нури аль-Малики, который заявил, что иракские силы безопасности смогут самостоятельно обеспечивать порядок на всей территории страны к концу 2007 года. Блэр подчеркнул, что оказание помощи новому правительству Ирака является "долгом" не только США и Британии, но и всего международного сообщества.
Война в Ираке и, в частности то, что там погибли 2462 американских и 111 британских солдат, не могла не сказаться на существенном падении популярности и Буша, и Блэра. Тем, как Буш справляется со своими обязанностями, сейчас удовлетворены лишь 31% американцев. "Вне всяких сомнений война в Ираке вызвала ощущение ужаса в Америке, - сказал президент.- Она отражается на мышлении американцев".
США настороженно относятся к предложению Ирана начать переговоры
Второй темой для обсуждения с журналистами стала иранская проблема. Заявления иранского президента Махмуда Ахмади Нежада (который обещает "историческую пощечину" агрессорам ) и других чиновников (которые, напротив, склонны к переговорам) изрядно запутали США. Посол Ирана в ООН Мохаммад Джавад Зариф официально заявил, что Иран готов к прямым переговорам с США по поводу "легко достижимой" резолюции при условии, что Вашингтон прекратит "тактику давления". Днем ранее глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи заявил, что Иран готов пойти на некоторые уступки и буквально умолял продолжить переговоры по ядерной проблеме. Буш комментировал иранскую тему очень осторожно. Он дал понять, что готов рассмотреть меры поощрения Ирана, если Тегеран откажется от обогащения урана. В то же время на совместной пресс-конференции в Белом доме Буш напомнил, что именно иранцы "покинули стол переговоров". "Они должны принять решение, сделать выбор, - продолжил он.- Если они хотят увидеть пакет поощряющих предложений, то, прежде всего, им следует прекратить всякую деятельность (по обогащению урана)". По словам главы Белого дома, он с Блэром много обсуждали, как лучше урегулировать иранскую ядерную проблему и как "убедить другие страны в том, что Иран, обладающий ядерным оружием, очень опасен". "Мы хотим дипломатическим путем" вынудить Тегеран отказаться от обогащения урана, сказал Буш. В то же время он добавил, что "конечно же, мы рассматриваем все возможные варианты". "Я думаю, что мы должны продолжать изыскивать возможности давать ясно понять им, что они окажутся в изоляции", - указал президент. Буш сообщил, что прочитал письмо, направленное ему в начале мая президентом Ирана Махмудом Ахмади Нежадом, и нашел данное послание интересным. Однако, продолжил глава Белого дома, Ахмади Нежад "не затронул вопрос, намерены ли они продолжать реализовывать программу создания ядерного оружия, а именно этот вопрос является главным". В то же время Буш отказался отвечать на вопрос о возможности поставки в Иран ядерного реактора на легкой воде. "Вы реагируете на домыслы в прессе", - отрезал американский президент.